01.11.2007
printable version
RSS

Саратовская ГЭС: 40 лет назад было перекрыто русло Волги

gidrouzel40 лет назад, 2 ноября 1967 г., произошло историческое событие: строители Саратовского гидроузла перекрыли основное русло Волги.

 

Гидростроители заполнили проран, оставленный в плотине, и таким образом перекрыли природное русло Волги. В результате на данном участке изменилось течение реки, и была сооружена новая намывная плотина от здания ГЭС до правого берега Волги. Она имеет длину 725 м, ширину основания — 360 м, ширину гребня — 20 м, максимальную высоту — 40 м. В примыкании к зданию ГЭС плотина расширяется: здесь располагаются две площадки открытых распределительных устройств (ОРУ) напряжением 220 кВ и 500 кВ.

 

Особенность Саратовского гидроузла — отсутствие водосливной плотины, поэтому после перекрытия основного русла Волги весь речной поток вот уже 40 лет движется по двум искусственным направлениям: через судоходный канал, разделяющий Балаково на две части, и через здание ГЭС. Проходя через здание ГЭС, вода поступает к гидроагрегатам, вращая лопасти турбин, а при необходимости — в галереи для производства холостых водосбросов в паводок.

 

Перекрытию Волги предшествовала огромная работа гидростроителей. Еще в январе 1966 г. участок Н.Г. Мошкина из управления механизации строительных работ начал отсыпку камня в зону перекрытия Волги. Первую машину горной массы доставил на лед шофер автотранспортной конторы № 1 Н.Н. Терновский. Начала действовать ледовая трасса, чтобы перевезти на правый берег Волги 120 тысяч кубометров горной массы, основные оборудование и механизмы. Люди работали круглосуточно, невзирая на жесткие погодные условия, за мужество и самоотверженность строителей эту трассу прозвали «дорогой мужества». Эти подготовительные работы позволили к осени 1967 г. начать перекрытие Волги одновременно с двух берегов, значительно ускорив процесс.

 

2 ноября 1967 г. (в канун 50-летия Великого Октября) состоялось перекрытие Волги. Чтобы за этим могло наблюдать как можно больше людей, были организованы специальные автобусные рейсы. В 10-30 час. начальник строительства Николай Иванцов дал команду начать штурм Волги. И мощный комплекс современной техники обрушил на реку с моста первые бетонные тетраэдры. Украшенные флагами, транспарантами «Мы покорим тебя, Волга!» на мост въезжали мощные КРАЗы (их было более 40). Первыми с левого берега въезжали водители АТК-2 Черкасов, Харин, Иванов, Синяков, Антропов, с правого — водители комсомольско-молодежного экипажа Скиба, Задоркин и Мусафиров. Работала комплексная бригада крановщиков, экскаваторщиков, бульдозеристов.

 

Это событие привлекло внимание центральных и местных газет, всесоюзного и областного радио и телевидения. Знаменитый диктор Гостелерадио СССР Игорь Кириллов вспоминает: «Мы на телевидении отражали это без всякого давления «сверху», потому что тема волновала и интересовала всех. Это так грандиозно было, так убедительно, что и у нас, и за рубежом, глядя на кадры строительства ГЭС, понимали: СССР — очень мощная, очень перспективная держава, которую надо бояться и уважать».

 

Через 20 дней после перекрытия Волжская ГЭС им. В.И.Ленина (ныне — Жигулевская) начала сброс воды для наполнения Саратовского водохранилища. К середине декабря 67 года в искусственном море было накоплено 7 млрд м3 воды, перепад воды между верхним и нижним бьефом достиг 8 м, после чего началась прокрутка первых 4-х агрегатов СарГЭС. В конце декабря эти агрегаты были поставлены под нагрузку — именно этот момент отмечается как «день рождения» Саратовской ГЭС.

 

Сейчас Саратовское водохранилище вмещает 13 млрд кубометров воды и имеет протяженность 350 км от Балакова до Тольятти.

 

Сооружение судоходного канала, протяженностью 11 км, было закончено к началу навигации 1968 г. Он находится на значительном удалении от основных сооружений гидростанции и проходит через территорию города Балаково, разделяя его на две части: справа по течению лежит старый, слева — новый город.

Your application has been accepted. The answer will be prepared and sent within 20 calendar days. ok