19.09.2006
printable version
RSS

Вопрос достройки Чебоксарской ГЭС обсудили в Минэкономразвития России

В Министерстве экономического развития и торговли состоялось совещание под председательством Германа Грефа, посвященное вопросам достройки Чебоксарского гидроузла.

 

В совещании приняли участие Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Сергей Гапликов, первый заместитель Министра экономического развития и торговли республики Марий Эл Вячеслав Пашин, представители Министерства транспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства и ОАО «ГидроОГК» во главе с Председателем Правления ОАО «ГидроОГК» Вячеславом Синюгиным.

 

До настоящего времени строительство Чебоксарского гидроузла не завершено, и гидроузел не принят в постоянную эксплуатацию. Водохранилище гидроузла расположено на территории трех субъектов РФ: Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Нижегородской области. На сегодняшний день оно эксплуатируется на пониженной отметке 63 м (первоначальная проектная отметка 68 м). Вследствие этого из-за большой доли мелководий (33% вместо 19% по проекту) ухудшается качество воды в водохранилище; между тем, оно обеспечивает водой десятки крупных населенных пунктов. Из-за недостаточного полезного объема водохранилища (4,6 км3 вместо 12,6 км3 по проекту) понижена регулирущая способность Волжско-Камского каскада, что повышает угрозу подтопления территорий в низовьях Волги, в первую очередь в Астраханской области, в паводковый период. Вследствие заниженных глубин в районе Городецкого гидроузла полноценно не функционирует сквозной международный транспортный коридор «Север—Юг» для судов класса река — море, судоходные компании терпят убытки из за недогруза судов. Среднегодовая недовыработка электроэнергии на Чебоксарской ГЭС по сравнению с проектной составляет 1,43 млрд кВт·ч.

 

Участники рассмотрели результаты обоснования инвестиций по 4 вариантам завершения строительства гидроузла, выбранным по согласованию с органами власти Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Нижегородской области: поднятие уровня водохранилища до проектной отметки 68 м со строительством и без строительства автодорожного моста через р. Волгу, поднятие уровня водохранилища до отметки 65 м со строительством низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом, а также строительство низконапорного гидроузла — автодорожного моста при текущем уровне водохранилища 63 м. Оптимальным вариантом на совещании было признано поднятие уровня водохранилища до проектной отметки 68 м.

 

Принимая вариант поднятия уровня водохранилища до проектной отметки 68 м в качестве оптимального, участники совещания исходили из того, что это позволит с наименьшими финансовыми затратами обеспечить улучшение качества воды в водохранилище Чебоксарской ГЭС, регулирование стока Волжского бассейна в целях борьбы с паводками и подтоплениями, создание сквозной глубоководной транспортной системы европейской части России, позволяющей осуществлять перевозку грузов в крупнотоннажных судах, а также увеличение выработки электроэнергии.

 

Затраты на поднятие уровня водохранилища до проектной отметки 68 м с обустройством зоны затопления оцениваются в 33,4 млрд руб., при этом свыше 18 млрд руб. из данных средств должны быть направлены на создание инженерной защиты г. Нижнего Новгорода от подтоплений. Строительство низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом через р. Волга, и обустройство водохранилища Чебоксарской ГЭС на отметке 63 м потребует инвестиций в размере 84,1 млрд руб. Поднятие уровня водохранилища ГЭС до отметки 65 м с обустройством зоны затопления и строительством низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом, обойдется в 82,17 млрд руб. Затраты на поднятие уровня водохранилища ГЭС до проектной отметки 68 м с обустройством зоны затопления и строительством автодорожного моста через р. Волгу выше г. Нижнего Новгорода составят 50,4 млрд руб.

 

Как подчеркнул главный инженер проекта поднятия уровня Чебоксарского водохранилища Александр Давыдов (институт Волгаэнергопроект, г. Самара), после создания системы инженерной защиты г. Нижнего Новгорода, включающей в себя закрытые и открытые дренажи, водотоки, дождевую канализацию и предполагающей масштабные берегоукрепительные работы, существующее подтопление Заречной части Нижнего Новгорода будет практически полностью ликвидировано.

 

Рассмотрев вопрос о строительстве автодорожного моста через Волгу в Нижнем Новгороде, участники заседания согласились с тем, что данный проект является самостоятельным и не связан с обеспечением судоходства по Волге, а также с тем, что наличие или отсутствие моста не влияет на решение вышеуказанных вопросов. Исходя из этого, Минтрансу рекомендовано в срок до 1 октября 2006 г. совместно с руководством Нижегородской области представить в МЭРТ заключение о приоритетности данного проекта с оценкой грузопотока, а также указать сроки и объемы необходимого финансирования в соответствии с предполагаемым графиком строительства по годам и возможности софинансирования.

 

По итогам совещания заинтересованные субъекты РФ (Нижегородская область, Республика Марий Эл, Чувашская Республика) должны до 1 октября 2006 г. представить в МЭРТ РФ официальную позицию с предложениями по софинансированию реализации проекта. МЭРТ в срок до 15 октября 2006 г. подготовит соответствующие материалы по завершению строительства Чебоксарского гидроузла с поднятием уровня водохранилища до проектной отметки для направления их в Правительство РФ.

Your application has been accepted. The answer will be prepared and sent within 20 calendar days. ok